http://community.livejournal.com/ru_books/1624530.html
Писать о своих современниках, уже шагнувших в историю - дело трудное, изобилующее многочисленными соблазнами. Ведь взгляд на своего товарища, который остался тебе должен двадцать рублей или который надоел тебе пустой болтовней в "Метрополе" и взгляд на писателя в масштабах Большого Времени порой несовместимы.
Представьте, например, как трудно было бы уже сейчас описать Дмитрия Быкова в роли большого русского писателя.
От Ходасевича, человека весьма язвительного, можно было бы ожидать едкого злопыхательства в стиле мизантропа-Бунина. Но "Некрополь" - одна из самых умных и теплых книг о русских писателях Серебряного века, какую мне доводилось читать.
Да, Владислав Фелицианович не запрещает себе быть точно-ироничным. Люблю, например, его рассказ о Клюев е, таланту которого Ходасевич отдает должное:
Какие соблазны? Например, соблазн мелочности. Или противоположный ему соблазн утаивания правды. Припомнишь какую-нибудь неприятную историйку - тут же обвинят тебя в пристрастности. А утаишь ("о мертвых хорошо или ничего") - превратишь настоящего теплого человека в юбилейный мрамор.
Но главная интонация книги - понимающая, цепкая наблюдательность, а не оценка и построение "рейтингов". И хотя писал автор об уже ушедших людях, все они на удивление живы, а значит, сложны. Наблюдения Ходасевича иногда так точны, что помогают понять даже поэтику и философию писателей. Таково, например, его описание Гумилева:
"...Он был удивите льно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скоре гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец -- в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям..."
Портреты "дышат", мазки разбегаются в разные стороны, так что прочитав "Некрополь", вряд ли сможешь сказать про Брюсова или Есенина "хороший" он или "плохой", "нравится" или "не нравится". Как впрочем, и никто не может такого сказать об очень близких людях. "Большое видится на расстоянии", - писал один из героев "Некрополя". Так вот, дистанция между портретистом и моделью здесь не установлена. Поэтому они так живы и так значительны одновременно. А главное, неизм енно интересны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий